ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В процессе эксплуатации автомобиля
происходит ухудшение его технического состояния вследствие изнашивания
трущихся поверхностей деталей, нарушения регулировочных параметров,
старения резинотехнических изделий и других явлений. Для предупреждения
неисправностей и повышения срока службы автомобиля он подвергается
планово-предупредительному техническому обслуживанию, которое включает
в себя смазку, проверку, регулировку и замену деталей через
определенный пробег. Периодичность технического обслуживания и
наименование работ приведены в подразделе 1.7.1.
Регулярно через
каждые 500–600 км пробега (или перед каждым выездом) проверяйте уровни
масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в расширительном бачке,
тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, электролита в
аккумуляторной батареи, а также давление воздуха в шинах.
Уровень
масла в картере двигателя необходимо проверять на холодном неработающем
двигателе. Уровень должен находится между рисками «MIN» и «МАХ»
указателя.
Замена масла проводится на теплом двигателе. Для слива отработавшего масла необходимо отвернуть пробку в поддоне картера.
Масляный
фильтр меняют, отвернув его с блока цилиндров. Перед установкой нового
масляного фильтра его уплотнительное кольцо смазывают моторным маслом.
Новый фильтр завертывают до касания уплотнительного кольца блока
цилиндров, а затем усилием рук доворачивают его на 3/4 оборота.
Уровень
тормозной жидкости при установленной крышке и новых накладках тормозных
механизмов должен доходить до нижней кромки заливной горловины.
Одновременно
следует проверять исправность работы сигнализатора аварийного уровня.
Для этого необходимо нажать сверху на центральную часть защитного
колпачка – при этом в комбинации приборов должна загораться контрольная
лампа, если включено зажигание.
Контрольная лампа сигнализации
аварийного состояния рабочей тормозной системы загорается, когда
уровень жидкости в бачке опустился ниже метки «MIN», что при частично
изношенных или новых накладках колодок тормозных механизмов говорит о
потере герметичности системы и об утечке жидкости. Доливка жидкости в
этом случае проводится только после восстановления герметичности
системы.
Если гидропривод тормозов исправен, понижение уровня
жидкости в бачке связано с износом накладок колодок тормозных
механизмов. Понижение уровня жидкости до метки «MIN» косвенно
свидетельствует об их предельном износе. В этом случае необходимо вести
непосредственный контроль за состоянием колодок.
Проверяя
техническое состояние тормозов, предварительно очищают передние и
задние тормоза от грязи, промывают теплой водой и высушивают сжатым
воздухом. Не допускается при этом применять любые минеральные
растворители, так как они могут вызвать повреждение защитных колпачков
и уплотнителей гидравлических цилиндров.
Загрязненные накладки
колодок, диски и барабаны очищают металлической щеткой и промывают
моющими средствами. Если на накладках обнаруживаются следы тормозной
жидкости, необходимо найти и устранить причины ее появления. Во время
технического обслуживания оберегайте тормозные колодки, диски и
барабаны от попадания на них масла или смазки.
Уровень
охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен быть всегда на 3–4
см выше риски «MIN». Проверку уровня и открытие пробки бачка для
доливки жидкости проводите только на холодном двигателе. После доливки
жидкости пробка бачка должна быть плотно завернута, так как
расширительный бачок при работающем и прогретом двигателе находится под
давлением.
В крайнем случае в систему охлаждения можно добавлять
чистую воду. Но при этом температура замерзания смеси повышается и
снижается коррозионная стойкость алюминиевого радиатора. Поэтому при
первой же возможности необходимо выполнить ремонт системы и залить в
нее охлаждающую жидкость.
Давление воздуха в шинах, включая
запасное колесо, проверяется манометром. Рекомендуем периодически
проверять манометр на предприятии технического обслуживания.
Если
наблюдается постоянное падение давления воздуха в шине, проверьте с
помощью мыльного раствора, нет ли утечки воздуха через золотник
вентиля. В случае утечки воздуха доверните золотник ключом на конце
колпачка, а если это не поможет, замените его новым.
Если давление падает при исправном золотнике, то необходимо разбортовать шину и отремонтировать или заменить камеру.
Чтобы
не нарушить балансировку колеса, перед разбортовкой сделайте отметку
мелом на шине против вентиля, а при монтаже установите шину по этой
метке.
После установки новых шин обязательно отбалансируйте колеса на предприятии технического обслуживания.
При
эксплуатации автомобиля избегайте притирания колес к бордюрам дорог и
быстрой езды по дорогам с нарушенным покрытием (выбоины, ухабы и т.п.).
При появлении во время движения вибраций необходимо проверить
балансировку колес.